Мистическая живопись Рудольфа Штайнера и его неизвестного последователя

2 Комментариев »

Рудольф Штайнер. Пасха (Три креста)

Рудольф Штайнер. Прарастение

 

Рудольф Штайнер. Праживотное (Прачеловек)

 

Рудольф Штайнер. «Новая жизнь»

 

1993 г. Роза. Произведение неизвестного последователя Р. Штайнера

Дата: Декабрь 29th 2011 Категория: Духовная наука

Рудольф Штайнер. Люди и духи. Космос всему голова

Нет комментариев »

Гетеанум сгорел, подожженный врагами Штайнера, среди которых были ученые и теологи, политические и профсоюзные деятели. Его считали неблагонадежным, опасаясь развития революционных идей, которые видели во всем малопонятном и привлекающем общественное внимание.

После окончания Первой мировой войны Штайнер выступил с лекцией о новой педаго­гике, тогда же была основана первая вальдорфская школа. Еще молодым человеком приехав в Вену, Штайнер зарабатывал на жизнь, давая уроки умственно неполноценным ученикам.

Позже он основал школу для нормальных и недоразвитых детей. Сегодня вальдорфские школы известны во всем мире и насчитывают более 40 000 учеников.

Личные отношения между учителем и ре­бенком ставятся в этих школах превыше все­го, на протяжении нескольких лет с учениками работает один и тот же преподаватель, своей добротой и отношением к окружающему миру пробуждая в детях чувство удивления и вос­торга перед миром, любовь к наукам и искус­ствам.

Методики школ совместного и равного обу­чения основаны на духовных исследованиях Штайнера. Он разделял время обучения на три семилетних стадии, приблизительно соответствующих трем функциям астрального тела — воле, чувству и мышлению, и тщательно раз­рабатывал учебные программы.

В 1921 году врачом Итой Вегман был от­крыт Клинико-терапевтический институт в Арлесхайме, в основе научного метода которого лежало антропософское понимание человека. Каждая группа органов человеческого тела, считал Штайнер, обладает собственным ба­лансом материального и духовного, который следует постоянно поддерживать. Например, если у человека развивается язва, то это зна­чит, что его астральное и эфирное тела силь­но разряжены, если же появляются опухоли, наросты, кисты, жировики — налицо сгущение астрального и эфирного тел. Поэтому наряду с физической диагностикой должна проводить­ся и духовная. И соответственно назначаться лечение. Пациенту следует психологически по­мочь преодолеть дисбаланс в своем организ­ме. Современная медицина практически уже подошла к этому.

Разработана Штайнером и специальная си­стема сельского хозяйства. Он считал, что гравитация и электричество Земли притягивают семя растения в землю, в то время как духовные силы космоса, наоборот, заставляют его тянуться вверх, к небесам.

Нужно всегда знать, что в растении от кос­моса, а что от земли, каким образом выбрать грунт, чтобы он уплотнял космическое и таким образом удерживал его в корнях и листьях, или наоборот, чтобы космическое поднималось вверх, к плодам и цветам, придавая им тонкий вкус и прекрасную окраску. Штайнер считал, например, что сеять нужно при полной Луне, поскольку с лунным светом на Землю приходит весь отраженный космос. На основе штайнеровских разработок созданы многие экспери­ментальные сельскохозяйственные колонии, в частности, сегодня процветает одна такая в Египте под Каиром.

Все современники Штайнера свидетельст­вуют, что он был всегда чистосердечен и стре­мился помочь другим людям увидеть то, что было открыто ему самому. Для этого им был разработан целый цикл упражнений, способст­вующих развитию ясновидения. Он всегда под­черкивал, что для любой эзотерической дея­тельности необходима моральная подготовка.

Многие открытия Штайнера, не понятые его поколением, сегодня приобретают новое зву­чание. Сама наука подтверждает правоту его догадок и идей, особенно в области биодина­мической культивации почв, гомеопатической медицины и совместного обучения нормаль­ных и умственно отсталых детей.

Во многих странах мира распространены вальдорфские школы и детские сады (есть они и в России), биодинамическое сельское хозяй­ство, исключающее использование химических удобрений и способствующее восстанов­лению естественного плодородия почв, антропософские клиники и фармацевтические фир­мы. Антропософские общества созданы и дей­ствуют во многих странах мира, последовате­ли Штайнера, много сделавшие для поддерж­ки и развития его идей, сегодня воочию наблю­дают результаты своих трудов. Существуют антропософские общества и в России, выходят в свет работы Рудольфа Штайнера, охватывающие все направления его деятельности. И все же до сих пор остаются актуальными слова его жены: «Штайнер дал гораздо больше, чем его ученики смогли воспринять…»

P.S. Следует добавить, что наследие Рудольфа Штайнера поистине огромно: в полном собрании его сочинений насчитывается 354 тома книг, и, надо сказать, каждая из этих книг исключительно интересна и полезна. Для любителя мистики и эзотерики это целый мир, который практически неиссякаем. Сегодня эти книги, переведенные на русский язык, можно найти как в интернете, так и в книжных магазинах. Кроме того, антропософия – это всемирное движение, и наследие Рудольфа Штайнера продолжает развиваться силами его последователей и учеников по всему миру. Всемирное Антропософское общество издает журнал «Anthroposophy Worldwide», а в Вальдорфских школах преподается исключительно важное с точки зрения познания, развития личности и здоровья искусство – эвритмия, основы которой были заложены в начале XX века Рудольфом Штайнером. - Сергей Никифоров.

Автор: Дмитрий Жуков

Дата: Декабрь 29th 2011 Категория: Духовная наука

Рудольф Штайнер. Люди и духи. Перевоплощения Земли

Нет комментариев »

В 1902 году Штайнер становится главой германского отделения теософского общест­ва. Включив в теософское учение свою космо­логию, в своих выступлениях он подчеркивает, что все, что он говорит, — результат его собст­венных духовных исследований. В это же вре­мя Штайнеру начинает помогать прибалтий­ская немка Мария фон Зиверс, ставшая впос­ледствии его женой.

Появляются основные духовно-научные произведения Штайнера: «Христианство как мистический факт» (1902), «Теософия» (1904), «Как достигается познание высших миров?» (1904-1905), в котором говорится об упражне­ниях и медитациях, «Очерк тайноведения» (1909), где с антропософской точки зрения из­лагается космология и история человечества.

Согласно учению Штайнера, человек — од­но из самых древних существ на Земле. Он по­явился и стал таким в ходе очень длительной эволюции. Следы ее можно видеть в самом че­ловеке, ведь человеческий зародыш, развива­ясь, проходит все стадии этой эволюции. Наш разум хранит следы воспоминаний о прежних эпохах. Каждый новорожденный — это новое воплощение одной и той же духовной единицы. Смерть — это как бы сон, которым завершает­ся трудовой день человека. Рождение — новый день.

1908 г. Рудольф Штайнер и Мария фон Зиверс

Воплощается человек в трех телах. Первое — физическое. Его эволюция практически уже завершена, поэтому-то оно так совершенно, нет ничего лишнего! Физическое тело — осно­ва для двух других тел. Второе тело — эфирное. Это жизненная сила, сохраняющая целост­ность и жизнедеятельность физического тела. Без эфирного физическое тело распалось бы на элементы, разложилось, что и происходит с человеком, когда он умирает. Духовное зрение может воспринимать эфирное тело очень лег­ко: так, как глаз воспринимает свет. Третье те­ло — астральное. Только человек и животные имеют его. У растений и других живых существ есть только физическое и эфирное тела. В ас­тральном теле живет сознание. Эфирное тело создает физическое. Но оно будет правильно создавать его, только если получит сигнал от астрального тела. В астральном теле находят­ся некие прообразы, по которым эфирное тело дает физическому его облик. Средой обитания астрального тела является мир гармонии все­ленной, тот мир, из которого когда-то вышел человек, где он получил свою духовную фор­му. Мышление, чувства, желания — есть дей­ствия астрального тела. Именно здесь и прояв­ляют себя духовные сущности.

Объединяет эти три тела — сущностное «я», или эго. Штайнер считает его местом, где жи­вет Дух. «Я» работает внутри всех трех тел и изменяет их. Благодаря этому возникают: ду­ша ощущающая (получение впечатлений от ок­ружающего мира), душа рассудочная (мыш­ление) и душа сознательная (общечеловечес­кие качества). На более высоком уровне обра­зуются Самодух (интуиция), Жизнедух (подо­бие эфирного тела) и Духочеловек (самостоя­тельное духовное существо, преображенное физическое тело).

Все эти тела прошли длительную эволю­цию. Они находятся в многообразных отноше­ниях с окружающей нас вселенной и с той Зем­лей, на которой мы живем. Штайнер утвержда­ет, что за всеми процессами чувственно-физи­ческого мира стоят духовные. Так и за физиче­ской планетой Земля стоит духовное сущест­во. Земля представляет собой перевоплоще­ние очень древней планеты. Она прошла через три предшествующих планетарных состояния. И на каждом из них формировались тела чело­века: физическое, эфирное и астральное. Это был первый период развития Земли. Второй — период развития «я» в физическом, жизнен­ном и астральном телах.

Первое воплощение Земли антропософия условно называет Сатурном, второе — Солнцем и третье — Луной. Четвертым воплощением, в котором мы сейчас живем, является собствен­но Земля. Все эти названия никак не соотно­сятся с реальными планетами в космическом пространстве и представляют только названия прошлых форм развития Земли. На каждой фазе развития наряду с телами человека раз­вивались и другие существа, как высшие, так и низшие. Все их сложные иерархии описаны в работах Штайнера.

Христа Штайнер считает центральным пер­сонажем в истории человечества. Он сравни­вает его с Духом, вождем Солнца. И если рань­ше люди поклонялись Солнцу, то все измени­лось на Земле в тот момент, когда на Голгофе пролилась кровь Спасителя. Благодаря этому, согласно Штайнеру, «я» Христа соединилось с Духом Земли. Христос впервые принес на Землю духовную любовь, независимую от пло­ти и крови, через христианство человек «на­учается» величайшей свободе.

Первый Гетеанум. Цветная фотография

Будучи искренним христианином, Штайнер не признал Кришнамурти, предложенного Ан­ной Безант, преемницей Блаватской в теософ­ском обществе, в качестве нового воплощения Христа. Это различие в понимании Христа и привело в 1913 году к расставанию Штайнера и большой группы его последователей с тео­софским обществом. В том же году было ос­новано антропософское общество. Штайнер вел курсы, читал лекции, привлекая к своей деятельности медиков, физиков, агрономов. В Дорнахе (Швейцария) был построен центр ан­тропософского общества — Гетеанум, прекрас­ное деревянное здание, архитектура которо­го воплощала в себе тайны вселенной. Гово­рили, что породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, чтобы дом вос­принимал вибрацию всех искусств. Архитекту­ру Штайнер сравнивал с физическим телом человека, скульптуру — с эфирным, живопись – с астральным, музыку – с «я», или Духом, поэзию – с Самодухом. Автором проекта и внутреннего оформления здания, росписей, витражей, эскизов, пластических элементов был сам Штайнер.

Искусству в антропософии уделялось особое внимание. Были поставлены четыре драм-мистерии Штайнера, его лекциями были увлечены многие деятели искусства и культуры того времени. Так, под влиянием лекций о духовном в искусстве примкнул сначала к теософии, а потом и к антропософии Василий Кандинский. Многие художники, такие, например, как Франц Марк, Алексей Явленский, Герард Вагнер, Пауль Клее слушали лекции Штайнера о цвете и о духовном в искусстве. Увлечен был антропософией и прекрасный русский композитор А. Н. Скрябин, включивший в оформле­ние издания своей симфонии «Прометей» многие цветовые элементы, взятые из лекций Штайнера. Огромное влияние оказала антропософия на поэтику Андрея Белого и многих писателей и поэтов России Серебряного века.

P.S. Окончание статьи см. в следующей записи. Автор: Дмитрий Жуков

Дата: Декабрь 28th 2011 Категория: Духовная наука